мне нужна история создания драмы Островского "Бесприданница"
- Пьесу Бесприданница Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Такой продолжительный срок работы над вещью, вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесе Островский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительно изменяющейся действительности русской жизни. Сам Островский считал Бесприданницу одним из наиболее удачных своих созданий, признавалось это и окружением драматурга: Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали Бесприданницу лучшим из всех моих произведений .
Премьера Бесприданницы состоялась 10 ноября 1878 года в Малом театре, Ларису играла Г. Н. Федотова. Авторы рецензий, вскоре появившихся в печати, были почти единодушны: по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.
Постановка пьесы в Александрийском театре Петербурга месяц спустя имела едва ли больший успех.
По-видимому, дело здесь в том, что Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени, видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству. Если в Грозе в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в Бесприданнице нежную, возвышенную, поэтичную, действительно бесподобную (т. е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.
Важен и еще один момент. Настоящая жизнь Бесприданницы началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская. С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха — рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве. И то, что Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность — да, но и надломленность, двойственность характера) , смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет свою Ларису, а не героиню Островского.
http://www.claw.ru/book12/10.htm — здесь подробнее.